Уважаемый
Виктор Цыдендоржиевич!
Уважаемые коллеги!
В связи с мерами
предосторожности на фоне эпидемии коронавируса в мире в этом году ежегодная
встреча на августовской педагогической конференции проходит в необычном для нас
дистанционном формате.
От имени
Районного управления образования, в преддверии нового учебного года, разрешите
приветствовать всех участников традиционной августовской конференции работников
образования Иволгинского района!
Система
образования Иволгинского района в 2019-2020 учебном году была представлена:17
школами, 10 детскими садами, районным Центром дополнительного образования,
детской школой искусств, спортивной школой, Колледжем традиционных искусств
народов Забайкалья и филиалом Бурятского республиканского техникума автомобильного
транспорта.
Деятельность
муниципальной системы образования ориентирована на реализацию основных
направлений государственной политики в сфере образования, обозначенных в указе президента "О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года". Для достижения целей данного указа реализуется Национальный проект
«Образование», в рамках которого разработаны и утверждены восемь региональных
проектов («Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей,
имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые
профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность»).
Национальный
проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых
задач.
Первая
– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования.
Вторая
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
Национальный
проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы
образования: обновление его содержания, создание необходимой современной
инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их
переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных
механизмов управления этой сферой.
Бюджет Районного управления образования в 2020
году составляет 879,1 млн. рублей (РБ – 632,9 млн. рублей; МБ – 246,2 млн.
рублей), что составляет 42,2 % в бюджете района.
За счет средств местного бюджета на обеспечение
образовательного процесса школ выделено 111 млн. рублей, в том числе
- на оплату коммунальных услуг 38,5 млн.
рублей,
- на обеспечение
деятельности образовательных учреждений 38,3 млн. рублей (на текущие расходы
учреждений);
- на проведение
капитальных и текущих ремонтных работ – 11,3 млн. рублей;
- на оснащение
оборудованием, мебелью – 7,7 млн. рублей;
- на горячее
питание – 14,2 млн. рублей;
-
софинансирование на приобретение школ.автобуса -1,0 млн. рублей
В том числе на
выполнение и устранение предписаний РПН, ГПН выделено всего по школам3,8 млн.
рублей.
За счет средств местного бюджета на обеспечение
образовательного процесса дошкольных учреждений выделено 39,1 млн. рублей, в том числе
- на оплату
коммунальных услуг 20,7 млн. рублей,
- на обеспечение
деятельности дошкольных образовательных учреждений
12,7млн. рублей
(на текущие расходы учреждений);
- на проведение
капитальных и текущих ремонтных работ – 3,5 млн. рублей;
- на оснащение
оборудованием, мебелью – 2,2 млн. рублей.
В том числе на
выполнение и устранение предписаний РПН, ГПН выделено всего по детским садам1,2
млн. рублей.
За счет средств местного бюджета на обеспечение
образовательного процесса учреждения дополнительного образования (РЦДО) выделено
1,9 млн. рублей,
в том числе
- на оплату
коммунальных услуг 356 тыс. рублей,
- на обеспечение
деятельности учреждения дополнительного образования 588 тыс. рублей (на текущие
расходы учреждений);
- на проведение
мероприятий по дополнительному образованию в рамках плана работы – 360,0 тыс.
рублей;
- на проведение
текущего ремонта – 40,0 тыс. рублей;
- на оснащение
оборудованием, мебелью – 556 тыс. рублей.
Средняя
заработная плата педагогических работников Иволгинского района за период
2017-2020 год
Наименование должностей |
Средняя заработная плата за 2017 год |
Средняя
заработная плата за 2018 год |
Средняя заработная плата 2019 год |
Индикатор средней заработной платы на
2020г. по району |
Пед.работники ДОУ |
28 744,53 |
35 020,76 |
39 592,1 |
39 592,00 |
Пед.работники школ |
37 193,64 |
39 693,70 |
42 730,63 |
45 052,00 |
в т.ч. учителя |
35 427,54 |
39 484,20 |
39 484,20 |
42 681,5 |
Пед.работники доп.образования |
26 698,54 |
31 905,68 |
33 798,35 |
38 096,00 |
Я остановлюсь на анализе выполнения приоритетных задач,
поставленных перед отраслью района в прошедшем учебном году.
Итак,
начну с дошкольного образования,
которое является фундаментом результатов
будущего выпускника школы.
Что нам удалось
за учебный год?
Дошкольное образование
Образование будущего, к которому мы стремимся, получает свое становление на уровне дошкольного образования.
Всего в районе
6906 детей дошкольного возраста. С 1 сентября 2019г. очередность детей для
поступления в муниципальные дошкольные образовательные учреждения формируется
программным методом в новой федеральной автоматизированной информационной
системе по каждому учреждению отдельно. Официально стоят в очереди в детские сады 2292 ребенка, из них в
возрасте от 1,5-3 лет – 966 детей, от 3 до 7 лет – 1114 детей,детские сады в
нашем районе посещают 2239 воспитанников. Охват детей возраста от 2 месяцев до
3 лет составляет –51,3%, а в возрасте от 3 до 7 лет составил 48,6%.
Сегодня наше
российское образование нацелено на эффективное обустройство системы образования,
на повышение доступности качественного образования, в том числе дошкольного, за
счет обновления содержания и технологий обучения и воспитания. В связи с этим
проводится большая методическая работа среди работников дошкольного
образования. Дошкольные организации района принимают участие как в районных,
республиканских, так и всероссийских конкурсах.
В 2020 г были
открыты двери для детей в детском саду «Журавленок», в котором создано 140
ясельных мест из 280.
В марте 2020
года детский сад «Рябинка» отметил 40 юбилей. По независимой оценке качества
предоставляемых услуг среди образовательных организаций «Рябинка» удостоена
звания считаться самым лучшим детским садом в республике. Ими же выпущено
учебно-методическое пособие «Консультационная служба «Доверие без границ» с
рекомендациями для педагогов и родителей.
Всероссийская награда «Лучший
руководитель 2019» присвоена заведующему МАДОУ детского сада «Березка»,
также они получили гран-при на
Всероссийском конкурсе сайтов среди образовательных организаций в номинации:
«Дошкольное образовательное учреждение».
Высокую
потребительскую оценку качества услуги в номинации «Лучшее детям»
заслужил детский сад «Золотинка» от региональной общественной организации
Бурятская ассоциация потребителей.
МБДОУ детский
сад «Улаалзай» получил диплом 1 степени
в Межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного
образования по программе «Десятилетие Детства: дошкольное образование XXI века-педагогические инициативы, диалог,
сотрудничество».
10 воспитанников
детского сада «Хараасгай» заняли I места в
Республиканском Фестивале-Олимпиаде по традиционной культуре народов
прибайкалья «Гуламта».
Воспитатель
детского сада «Росинка» завоевала гран-при в районном конкурсе «Воспитатель
года».
Как вы заметили
уровень дошкольного образования находится на достаточно высоком уровне
благодаря творчески работающим педагогам.
Вся деятельность системы дошкольного образования района
должна обеспечить каждому дошкольнику тот уровень развития, который позволил бы
ему быть успешным при обучении в начальной
школе на последующих уровнях обучения.
Уважаемые коллеги!
Образовательные стандарты,
действующие сегодня в школе, рассматриваются как средство обеспечения
стабильности качества и постоянного развития, поэтому важнейшим фактором
эффективности деятельности системы образования района является её результативность. Напомним, что проекты обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) опубликованы для
широкого общественного обсуждения. Это важнейший документ, который будет
определять содержание всего школьного образования в России. Задача обновить
ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учётом
приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена
Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания Президента
Федеральному Собранию.
Какие результаты мы имеем сегодня и с какими
проблемами сталкиваемся при реализации ФГОС?
Уровень освоения основных образовательных программ -
важнейший критерий качества образования в образовательной организации. Управлением образования в течение года реализовывался комплекс мер,
направленных на создание условий получения качественного общего образования в
муниципальных общеобразовательных организациях Иволгинского района. В рамках развития системы
оценки качества образования в полном объеме
выполнен план проведения мониторинговых
исследований в образовательных организациях.
Анализ проведения ВПР в 2019-2020 учебном году в
общеобразовательных организациях Иволгинского района
Всероссийские проверочные работы
(ВПР) вот уже несколько лет являются самой массовой оценочной процедурой в
Российской Федерации. Республика Бурятия участвует в данном проекте с 2015
года. ВПР проводятся с целью обеспечения единства образовательного пространства
и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям
единых проверочных материалов и единых критериев оценивания. Учащиеся 4-11
классов (кроме 9 кл.) выполняют задания, разработанные на федеральном уровне.
В 2020 г. в связи со сложной
эпидемиологической ситуацией были внесены изменения в график проведения
исследования. ВПР весной смогли написать только учащиеся 10-11 классов,
остальные (4-8 классы) – перенесены на осень 2020 г., ВПР для них пройдут в формате
входного контроля. В 8-х классах (осенью 2020 г. это будут уже девятиклассники)
участие в ВПР пройдет в режиме апробации.
Весной, традиционно,
десятиклассники написали ВПР по географии, одиннадцатиклассники – по биологии,
географии, физике, химии, истории и иностранному языку.
Участие в ВПР в 10-11-х классах проводится на усмотрение образовательной организации.
Результаты ВПР и иных мониторингов
качества образования могут использоваться для формирования программ развития
образования на уровне муниципалитета; для совершенствования методики
преподавания предмета в конкретных школах (с низкими образовательными
результатами или с признаками необъективности результатов), для индивидуальной
работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.
Проблемными
зонами ВПР по-прежнему остаются задания, связанные с практикой, решением задач,
моделированием ситуаций.
На результаты
оценки качества знаний выпускников могло повлиять различие в рабочих программах
ОО, используемых учебниках, календарно-тематическом планировании.
Анализ ВПР 2020
г. 10-11 классов позволяет сделать следующие выводы:
- процент
выпускников, подтвердивших свои знания по предметам и показавших идентичные
отметки по ВПР и по журналу, варьируется в интервале от 39-54%. Наиболее высокий
процент подтверждения оценок по журналу и по результатам ВПР по иностранному
языку – 54,36%.
- процент
учащихся, показавших по ВПР отметки выше, чем по журналу, варьируется в
промежутке от 4 до 13%. Больше всего процент несовпадения оценок по физике –
10,43% учащихся.
- процент
выпускников, показавших по ВПР оценки ниже, чем по журналу, составил
37-57%. Наиболее
высокий процент неподтверждения оценок по журналу и по результатам ВПР по
географии в 11 классе - 56,53%, наименее – по биологии - 37,02%.
Таким образом,
при оценивании учащихся в школе имеет место как завышение, так и занижение
отметок. Отсутствие
объективного оценивания результатов учебной деятельности - это одна из проблем
в современной школе. В настоящий момент в масштабах страны предпринята попытка
решить эту проблему. Важным
механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система
оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению
педагогами трудовой функции «по объективной оценке знаний обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей». Элементами такой системы в образовательной организации
являются, в том числе- положение о внутренней системе оценки качества
подготовки обучающихся;
Информация о проведении ЕГЭ в 2020г. в Иволгинском районе
Уважаемые участники конференции! Одним из
показателей успешности освоения школьной программы является результат итоговой
аттестации выпускников.
В Иволгинском
районе в 11 классах 233 выпускников текущего года, 17 выпускников прошлых лет и
1 выпускник, прибывший из другого региона - Забайкальского края, прикрепившийся
к Гильбиринской СОШ. На 19 .05. 2020г. в министерство образования и науки РБ по
запросу поданы сведения о 187 из 233 выпускников текущего года, пожелавших
сдавать ЕГЭ и поступать в вузы, также 17 выпускников прошлых лет и 1 выпускник
из Забкрая сдавали ЕГЭ. В настоящее время выпускники заканчивают дистанционное
обучение (100% были охвачены дистанционным обучением) и у них с 25 мая начались
консультации по предметам дистанционно.
20 выпускников
11 классов получили медаль «За особые
успехи в учении»
Школам был выдан
ГСМ для подвоза выпускников в ППЭ с учетом социальной дистанции, на увеличение
количества аудиторий в ППЭ с учетом социальной дистанции ( в Иволгинском ППЭ
добавлена 1 аудитория к 8 имеющимся). Подготовлены маршрутные листы по подвозу
выпускников с учетом социальной дистанции в ОГИБДД . Приобретены
приборы для обеззараживания воздуха (в районе 3 ППЭ по 11 классам:
Иволгинская, Сужинская (была
обеспечена), Гильбиринская школы)
В 2020 г. 8 школ района участвуют в ЕГЭ: основные
экзамены ( рус.яз. и математика
профильная) сдают на базе ППЭ 120 Иволгинская СОШ выпускники:
Гильбиринской, Сотниковской, Сужинской, Гурульбинской школ, на базе ППЭ 122
Сужинская СОШ – выпускники Иволгинской, Нижне-Иволгинской школ, на базе ППЭ 121
Гильбиринской СОШ- выпускники Иволгинской вечерней СОШ, Оронгойской СОШ.
Так, на ППЭ
Иволгинская СОШ состоялись 5 экзаменов, 374 участника зарегистрированы на 5
экзаменах, 126 работников ППЭ, 42 аудитории задействованы. На ППЭ Сужинская СОШ состоятся 4 экзамена,
335 участников ЕГЭ зарегистрировано на 4-х экзаменах, 105 работников ППЭ, 38
аудиторий задействованы. На ППЭ
Гильбиринская СОШ состоятся 7 экзаменов вместе с резервными, 279 участников
зарегистрировано на 11 экзаменов, 173 работника ППЭ, 35 аудиторий
задействовано.
Проведены
подготовительные мероприятия в условиях сохранения рисков распространения
короновирусной инфекции. Педагоги, родители и участники ЕГЭ ознакомлены с
методическими рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки по организации экзаменов в условиях угрозы распространения короновирусной
инфекции. Директора школ, на базе которых организованы ППЭ, заблаговременно
готовят ППЭ к приему экзаменов согласно рекомендаций Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки от 01.06.2020 г. № 02-32.
Приобретены
средства индивидуальной защиты и дезинфицирующие средства на каждое ППЭ
отдельно, исходя от количества запланированных экзаменов, количества участников
ЕГЭ, работников ППЭ, количества задействованных аудиторий. Приобретены
недостающие рециркуляторы в ППЭ Иволгинская СОШ – 7 шт., в ППЭ Гильбиринская
СОШ – 9 шт. по цене 15 960 руб. на общую сумму 255 360 руб.
Все ППЭ района обеспечены резервными источниками
электроснабжения.
Проведена
техническая подготовка пунктов проведения экзаменов: работоспособность
стационарного и ручного металлоискателей, приобретены бумага, канцтовары для
ППЭ, заправлены картриджи. На сегодняшний день приобретены канцтовары для
проведения ЕГЭ на сумму 29 904 руб.
(бумага для распечатки
экзаменационных материалов, бланков участникам ЕГЭ, протоколов и бланков
отчетности)
Подготовлены
денежные средства на ГСМ согласно смете
для подвоза выпускников в ППЭ в сумме 82 000 руб.
Кроме того,
Министерством образования выделено 6
бесконтактных термометров, средства индивидуальной защиты, антисептики для рук
и для обработки помещений.
Настроены и
размещены блокираторы сигналов мобильной связи, предоставлены сведения о
регистрации блокираторов в Роскомнадзоре.
Подготовлены
медкабинеты, подобран медперсонал для работы на ППЭ.
Подготовлены
системы видеонаблюдения к онлайн трансляции на портал «Смотри ЕГЭ»
Проведена
разъяснительная работа с родителями (законными представителями) выпускников о
формах поддержки, помощи своим детям в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ.
Работники ППЭ
прошли обучение на учебной платформе Рустест, получили сертификаты.
Составлены
графики отпусков для работников, привлекаемых к проведению ЕГЭ.
Составляются
договора об оплате компенсации с работниками, привлекаемыми к подготовке и
проведению ЕГЭ.
По рекомендациям
Роспотребнадзора работники ППЭ должны за 2-3 дня до экзаменов пройти мед.
обследование на наличие / отсутствие коронавирусной инфекции. Данный вопрос согласован с ЦРБ, подан список
работников на 151 человек в ЦРБ на медобследование на наличие короновирусной
инфекции 27 июня на базе Иволгинской, Сужинской, Гильбиринской школ.
Наибольшее число выпускников в качестве
предмета по выбору выбрали обществознание – 92 чел., что составляет 49,1 % от
общего количества сдающих, биологию – 54 чел., ( 28,8 %), историю – 53 чел. ( 28,1%), химию
–48 чел.( 25,6%), физику -24 чел.(12,8 %). Наименьшее количество выпускников
выбрали информатику – 16 чел. (8,5%),
английский язык - 15 чел.(8,02%), географию – 12 чел. (6,4 %), литературу – 3 чел.( 1,6%) Экзамены прошли в
штатном режиме, со стороны Комитета по надзору замечаний не было.
Данные о
количестве выпускников, участвовавших в ЕГЭ в сравнении (2015-2020)
представлены в таблице 2
Анализ
результатов ЕГЭ показывает, что наиболее популярными предметами, по-прежнему,
остаются такие предметы как обществознание, история и биология. Надо отметить
увеличение, по сравнению с прошлыми годами, количества выбравших экзамены по
химии, биологии, физике, информатике. Выпускники школ начинают осознавать
приоритетность технического образования.
Высокобалльники 2019 г.
ФИО |
школа |
предмет |
Количество
баллов |
Павлов Вадим
Владимирович |
Сотниковская
СОШ |
история |
98 б. |
Остапчук Роман
Леонидович |
Оронгойская
СОШ |
Информатика и
ИКТ |
97 б. |
Высокобалльники 2020г.
ФИО |
школа |
предмет |
Количество
баллов |
Андреева
Полина |
Иволгинская |
Русский язык химия |
100 б. |
Чимитова
Адьяна |
Иволгинская |
Русский язык |
98 б. |
Кушнарев
Александр |
Гурульбинская |
История обществознание |
100 б. 97 б. |
Медалисты 2020г. 11 класс
№ |
школа |
количество |
ФИО |
1 |
Иволгинская |
11 |
Нимаева Дари
Нимаевна Перенгалаева
Ринчина Сэнгэевна Саргаева
Карина Павловна Шалдушкеева
Янжина Юрьевна Шенхорова
Тамира Баировна Андреева
Полина Андреевна Чимитова
Адьяна Энхэевна Бадмаева
Сарюна Борисовна Будаева
Валерия Евгеньевна Демин Назар
Александрович Останина Юлия
Сергеевна |
2 |
Сотниковская |
7 |
Иванкина
Регина Геннадьевна Карпова Дарья
Сергеевна Лавруев Андрей
Валерьевич Филиппова
Ксения Михайловна Чойбсонов
Жаргал Александрович Хлебодарова
Мария Алексеевна Черниговская
Ксения Павловна |
3 |
Гурульбинская |
1 |
Кушнарев
Александр Сергеевич |
4 |
Оронгойская |
1 |
Шугаева Соелма
Бимбаевна |
|
итого |
20 |
|
9 классы
В районе 484
выпускников 9 классов. 21 выпускник 9
класса получили аттестат особого
образца.
Бурятский язык.
В районе ведется
активная работа по реализации последующих планов мероприятий по реализации
Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» и реализация
Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского
языка в Республике Бурятия на 2013-2020 гг.»
Бурятский язык
как государственный изучается в 15 школах, количество учащихся, изучающих
бурятский язык 4320 чел., что составляет 67% от общего количества учащихся в
районе.
В целях развития
интереса и приобщения обучающихся к материальной и духовной культуре бурятского
народа учащиеся из 8-ми образовательных учреждений нашего района ежемесячно участвуют
в региональном конкурсе Буддийского университета «Эхэ хэлэн-манай баялиг».
Хотелось бы отметить активное участие школьников и учителей Оронгойской,
Гильбиринской, Гурульбинской, Верхне-Иволгинской, Иволгинской, Сотниковской,
Нижне-Иволгинской, Сужинской школ.
В рамках
поддержки и популяризации бурятского языка в районе разработана целевая
программа «Сохранение и развитие бурятского языка в Иволгинском районе», на
реализацию программы из местного бюджета в 2020 году выделено 1 000 000
рублей. На выделенные средства командами школ приобретены национальные костюмы,
музыкальные инструменты «Морин хуур», а так же будут изготовлены таблички на
кабинеты и с пословицами на бурятском языке.
Среди учащихся
Иволгинского района немало одаренных детей.
Школьный этап Олимпиады прошел в период
с 8 октября по 31 октября 2018 года в 17 образовательных учреждениях
Иволгинского района.
На данном этапе
участие приняли учащиеся 4-11 классов. Учащиеся 4-6 классов – русский язык,
математика. Учащиеся 7-8 классов- русский язык, математика, география,
искусство (МХК), биология, общество, анг.яз, ФК, литература, информатика,
физика, технология. 8 класс- ОБЖ, бурятский язык. 9-11 класс по 23
общеобразовательным предметам.
Всего в школьном
этапе приняли участие 4312 учащихся, с учетом того, что один ученик может
принять участие в нескольких предметах.
Муниципальный этап проводился в период с 13 ноября
по 19 декабря 2019 г по 23 общеобразовательным предметам и предметам
этно-регионального компонента.
На
данном этапе Олимпиады участие приняли 1075
учащихся из 15 образовательных учреждений района.
Количество
участников в 2019-2020 учебном году
значительно уменьшилось в связи с введением учета участников на информационном
портале организованным министерством образования Республики Бурятия.
Образовательные организации самостоятельно вносят участников и результаты
олимпиады по двум этапам в личный кабинет
на гул- диске. Далее идет отбор участников по результатам двух этапов
участников по установленным порогам региональным координатором Олимпиады в
Республике Бурятия.
По сравнению с
прошлым годом, количество участников школьного этапа олимпиады увеличилось
вдвое, а количество победителей и призеров выросло на 20 %. Самым популярным у
школьников олимпиадным предметом стал русский язык –96 участников
муниципального этапа. На втором месте по количеству участников были такие
предметы как математика (84 уч.), обществознание (84 уч.) и физическая культура
(88 уч.). Меньшей популярностью пользуются предметы элективного курса обучения
такие как астрономия (13 уч.), экономика (14 уч.), искусство (МХК)(21
уч.). Это связано с тем, что данные
предметы представлены в образовательных программах лишь в нескольких
образовательных организациях района. Олимпиады по итальянскому, испанскому и
китайскому, немецкому языкам не проводились на школьном и муниципальном
уровнях, так как эти предметы не включены в учебный план образовательных
организациях. Школьный и муниципальный этапы олимпиады школьников были
организованы и проведены в соответствии с Порядком и методическими
рекомендациями по проведению школьного и муниципального этапа ВсОШ по
предметам, разработанными центральными предметно- методическими комиссиями. В
предметных олимпиадах приняли участие 63% от общего количества обучающихся.
Региональный этап
На региональный
этап всероссийской олимпиады школьников прошли участники, набравшие необходимое
количество баллов.
Наибольший
процент участников и призеров в двух этапах показали следующие школы: более 50%
Иволгинская СОШ, Сотниковская СОШ, Верхне- Иволгинская СОШ, 30-50% Сужинская
СОШ, Нижне- Иволгинская СОШ, Оронгойская СОШ. Перечисленные школы не первый год
занимают верхние позиции рейтинга образовательных организаций, подготовивших
победителей, призеров и участников олимпиады. Это свидетельствует о высоком
уровне профессиональной компетентности педагогов и педагогических коллективов
этих школ, о наличии системы работы с одаренными детьми.
Доля призеров от
общего количества участников регионального этапа всероссийской олимпиады
школьников в 2019-2020 уч. году составила 5,7% (в 2017-2018 уч. г. – 5,8%, в
2018-2019 уч.г- 4,9%).
Заключение.
При анализе
школьного этапа ВсОШ были выявлены следующие проблемы:
· большинство участников олимпиад
испытывают затруднения в выполнении заданий экспериментальной и практической
направленности, следовательно, преподаватели уделяют недостаточно внимания этим
видам работ;
· выявился низкий уровень
сформированности у участников олимпиад умений выполнять и теоретически
обосновывать задания нестандартного творческого характера;
·
выявилось отсутствие системы подготовки учащихся к олимпиадам на уровне ОУ.
Результаты школьного этапа олимпиады еще раз показали необходимость планомерной
подготовки учащихся 5-11 классов к олимпиадам через факультативы, элективные
курсы, интенсивные (выездные) школы.
Пути решения
проблем:
• рекомендовать
ОУ обеспечить индивидуальное сопровождение обучающихся, которые заинтересованы
в изучении того или иного предмета и уже имеют результаты в олимпиадах и
различных конкурсах;
• рекомендовать
ОУ в образовательном процессе активнее использовать логические,
экспериментальные задания, развивающие творческое мышление учащихся, их
способности и умения применять теоретические знания к решению задач различного
типа, умения анализировать и строить умозаключения;
• организовать
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
• организовать
повышение квалификации педагогов для работы по программам подготовки к работе с
содержанием олимпиадного уровня;
• создать
условия для подготовки педагогических кадров, работающих в ОУ с одарёнными
детьми и системы переподготовки таких преподавателей через систему методических
семинаров; • организовать участие школьников в различных конкурсах, интернет-
олимпиадах регионального и федерального уровней.
• организовать
участие школьников в интенсивных школах, обеспечивающих подготовку школьников к
работе с содержанием олимпиадного уровня;
• провести
качественный содержательный и статистический анализ результатов школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников и обсудить на заседаниях ГМО;
• рекомендовать
руководителям МО обеспечить участие обучающихся по всем предметам, согласно
перечню, за исключением французского языка, и по всем параллелям;
• рабочей группе
по сопровождению одарённых детей скоординировать направления деятельности по
подготовке учащихся к ВсОШ по астрономии, МХК, информатике, праву и экономике.
В рамках одного
доклада невозможно рассказать о всех ребятах, занявших призовые места в
научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах различного
уровня. А таких побед было немало.
В ноябре 2019 года в Республиканском конкурсе
«Нюуса тобшо» ученики Верхне-Иволгинской
школы заняли 2 и 3 место.
Очень результативна и спортивная жизнь ребят:
регулярно становятся призерами
соревнований самых разных уровней - юные борцы
Верхне-Иволгинской школы Шандибаев Аюша, Шандибаев Дандар, Гармаев Ананда и
другие, совсем недавно к ним присоединился одаренный баскетболист Бадмаев
Бургэд, ставший лучшим игроком турнира.
Уважаемые участники конференции! В своем докладе также хотел обратить ваше внимание на профилактику
правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Большую роль в
данной работе играет школьная социально- психологическая служба. В 17
образовательных учреждениях работают педагоги-психологи.
Психолого-педагогическая помощь в школах осуществляется всем обучающимся, в том
числе состоящим на учёте, а также педагогам и родителям. Все дети, состоящие на
внутришкольном учете и на учете Комиссии по делам несовершеннолетних охвачены
дополнительным образованием.
Организация
деятельности психологической Службы в общеобразовательных учреждениях
Иволгинского района.
В целях создания эффективной системы оказания психолого-педагогической
сопровождения несовершеннолетних в 2018
году создана муниципальная служба психолого-педагогического сопровождения
Иволгинского района под руководством и методической поддержке Республиканской
психолого-педагогической, медицинской и социальной службы.
Кадровый состав служб формируется из педагогов-психологов,
работающих в штате образовательных организаций общего образования и
педагогов-психологов Республиканского центра образования, работающих в школах
Иволгинского района по сетевому принципу.
В 17 общеобразовательных организациях Иволгинского района
работают 14 педагогов-психологов. Из них от
Республиканской психолого-педагогической, медицинской и социальной
службы, работает 4 специалиста (на 3 ставках).
В районе
организуются семинары и конкурсы педагогического мастерства среди
педагогов-психологов и учителей-логопедов ОО.
Взаимодействие специалистов психолого-педагогического
сопровождения Иволгинского района осуществляется в рамках деятельности районных
методических объединений педагогов-психологов,
социальных педагогов общеобразовательных организаций и педагогов-психологов
дошкольных образовательных организации, учителей логопедов образовательных
организаций.
В рамках взаимодействия в КДН и ЗП
Иволгинского района педагоги-психологи принимают участие
в судебных заседаниях, в следственных
действиях следственного комитета и допросах несовершеннолетних в ПДН,
проводятся индивидуальные консультаций при заседаниях КДН и ЗП .
Материально-техническое обеспечение.
В ходе реализации муниципальной подпрограммы
психолого-педагогического сопровождения на 2017-2020 гг. для определения готовности к школе и
профилактики проблем обучения в начальной школе, профилактики проблем обучения
в 3-6 классах, а также прогноза и профилактики проблем обучения и
профориентации старшеклассников приобретено 11 комплектов диагностических
методик компании «Иматон». В Общая сумма затрат - 400 т.р.
Расходы на ГСМ, канцелярские товары педагогов-психологов от
Республиканского центр образования, осуществляющих деятельность по сетевому
принципу, берет на себя муниципальный бюджет.
Перспективы развития
Для эффективного оказания
психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного
процесса
необходимо непрерывное повышение квалификации педагогов-психологов, введение штатных единиц учителей-логопедов в
ОО района, развитие материально-технической базы.
Психолого-педагогическая Служба района доказала
свою востребованность: основная масса детей, с которыми наиболее часто
приходится работать школьному психологу, составляют школьники младших и средних
классов – дети 7-12 лет. На втором месте – старшеклассники (дети 12-18 лет) и
родители (практически равное количество обращений), затем –педагоги. У
педагогов, к сожалению, ещё не выработан навык обращения к психологу. Наиболее
часто инициируют визит к психологу педагоги, которые готовы сегодня переложить
все проблемы ребенка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и
личностном развитии, поведении, здоровье и т.п.). на психолога.
Отмечается то, что достаточно часто дети по
собственной инициативе стали обращаться за психологической помощью, достаточно
часто стали обращаться родители. Получив квалифицированную консультацию
педагога-психолога, родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребенком,
корректируя его развитие.
Введение штатных должностей педагогов-психологов,
сопровождение их деятельности Республиканским центром образования, деятельность психологических служб в образовательных учреждениях
позволяет обеспечить доступность системы психолого-педагогической помощи детям
и их родителям, педагогам и администрации образовательных организаций,
осуществить повышение психологической грамотности всех участников образовательного
процесса, повысить качество психологической помощи.
СПТ
МКУ «Иволгинское РУО» в рамках проведения
социально-психологического тестирования, направленного на ранее выявление
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в 2019-2020
учебном году, сообщает, что из 1787 обучающихся (13-18 лет), подлежащих
тестированию в школах Иволгинского района охвачено 1786 обучающихся (99,9%).
По результатам тестирования выявлено 708 недостоверных результатов, обучающихся с
латентной рискогенностью – 251, обучающихся с явной рискогенностью – 41.
Обучающимся с явной рискогенностью оказана адресная
психолого-педагогическая помощь.
В целях
своевременного учета несовершеннолетних, длительно не посещающих занятия по
неуважительным причинам, распоряжением главы Иволгинского района В.Ц.Очирова
создан оперативный штаб по всеобучу, где еженедельно обсуждаются проблемы по
всеобучу, принимаются оперативные решения. Всеобщими усилиями в 4 четверти
2019-2020 учебного года все школьники получали образование в дистанционном
формате. В муниципальном образовании разработан «Комплексный межведомственный
план мероприятий по предупреждению безнадзорности, правонарушений, преступлений
несовершеннолетних и защите их прав». Совместно с администрацией района,
отделом МВД РБ по Иволгинскому району, отделением ГИБДД по Иволгинскому району
проводились профилактические акции на дорогах, недели безопасности «Внимание,
дети!», межведомственная комплексная оперативно- профилактическая операция
«Дети России-2020». Так же на территории
Иволгинского района была организована Всероссийская акция «Безопасность детства
- 2» в зимний и летний периоды. В
данной акции активное участие приняли специалисты всех субъектов профилактики правонарушений.
Уважаемые коллеги! Одним из важных направлений
является летний отдых и оздоровление учащихся.
В связи с эпидемиологической обстановкой из-за
распространения коронавирусной инфекции в 2020 году летний отдых и оздоровление детей проводился дистанционном
формате.
На
базе районного центра дополнительного образования был организован летний
дистанционный детский центр «Радуга», где участникам предлагались увлекательные
мастер-классы, конкурсы, в игровой форме проводились занятия по изучению
бурятского языка, знакомство с шахматами и другие. Охват составляет 280 детей.
Информация по дополнительному образованию в
Иволгинском районе за 2019-2020 учебный год
В рамках проекта «Успех каждого ребенка» охват
детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образование составил в Иволгинском
районе (с учреждениями Министерства спорта и молодежной политики и
Министерством культуры республики Бурятия) на 01.01.2019 г. – 43,3%, на
01.01.2020 г. 36,5% (4526 детей). По состоянию на 27.05.2020 г. МУ ДО «ИРЦДО»
принято 9 педагогов с охватом 410 детей, итого охват на сегодня составляет 4936
детей (41,1%).
В
целях достижения показателя регионального проекта «Успех каждого ребенка» по
охвату детей дополнительным образованием в размере 75%, на 2020 год в МУ ДО
«Иволгинский районный центр дополнительного образования» предусмотрено:
1. Увеличение
количества ставок педагогов на 19 единиц (софинансирование из республиканского
бюджета составляет 59%, из местного – 41%) до конца 2020 года. Дополнительно
подана заявка на введение в 2020 году еще 54 ставок педагогов ДО.
2. Организации
Иволгинского района, реализующие дополнительное образование, вошли в
региональный проект по созданию новых мест дополнительного образования в
2020-2021 году. Этот Проект позволит оснастить высокотехнологичным современным
оборудованием как существующие места, так и вновь организованные, таким образом
позволит значительно повысить качество и доступность дополнительного
образования в Иволгинском районе. Сформирована заявка на создание новых мест
дополнительного образования детей, одобрено
3345 новых мест по 49 программам. По проекту
«Новые места» на 2020 год распределены комплекты оборудования на 30 кабинетов
на сумму 24 833 897,50 руб. по следующим направлениям (распределение оборудование представлено в приложении):
- Естественно - научное
– 4 кабинета на сумму 6 387 724 руб.;
- Техническое – 5
кабинетов на сумму 9 082 781 руб.;
- Социально-педагогическое
– 2 кабинета на сумму 1 472 448 руб.;
- Художественное –
9 кабинетов на сумму 4 181 921,50 руб.;
- Туристко - краеведческое
– 3 кабинета на сумму 1 854 803 руб.;
- Физкультурно-спортивное
– 7 кабинетов на сумму 1 854 220 руб.
Поставка
оборудования по проекту ожидается до 25 сентября 2020 г., оборудования – в
октябре 2020 г. Подготовлен и направлен для издания приказа в Министерство
науки и образования Республики Бурятия список ответственных лиц по приемке
оборудования, а также доверенности на руководителей ОО и УДО.
3. Получение
лицензии 3 ДОУ: «Золотинка», «Хараасгай», «Росинка»;
4. Капитальный
ремонт здания МУ ДО «Иволгинский районный центр дополнительного образования» на
сумму 2 438, 04 тыс. рублей. Производится,
ремонт стен, полов, потолков, замена оконных блоков. Дополнительная потребность
на ремонт электросети, отопление, замену освещения, пожарная сигнализацию, замену кровли,
отделку фасада, замену водно-отопительной системы,
замена входной группы составляет 8 258,48 тыс. руб.
5. Введение
в эксплуатацию 2 школ в с. Поселье, Хойто-Бэе (планируемый охват 360 детей от 5
до 18 лет), д/с «Журавленок» (41 реб.) в с. Сотниково. В сложившейся
ситуации имеется острая потребность в строительстве в Иволгинском районе нового
здания для районного Центра дополнительного образования (Центра детского
творчества).
В
связи с отменой летней оздоровительной кампании в 2020 году МУ ДО «Иволгинский
районный центр дополнительного образования» в дистанционном режиме был
организован летний дистанционный лагерь «Радуга» на основе социальной сети
Вконтакте, где создано сообщество, которое на сегодня насчитывает 280 человек.
Направления
работы ЛДДЦ «Радуга»:
1.
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся;
2.
Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни;
3.
Социализация и профессиональная ориентация.
Пятью
сменами педагогов, в период с 08.06.2020 г. по 23.08.2020 г., было организовано
проведение онлайн-досуговых мероприятий для детей в летнее время, размещено в
группе учреждения видео-уроки, мастер-классы педагогов, проводились различные
творческие конкурсы
В
создании видеозанятий помощь оказывают педагоги: Хлебодарова В.И., Бадмаева
Д.А.
МОУ
«СОШ Хойто-Бэе» заключила Соглашение с
ГАУ ДО «Ресурсный центр художественного и технического творчества «Созвездие»
на 2020-2021 учебный год о реализации
образовательных программ в сетевой форме для обучающихся 5-11 классов на базе мобильного
технопарка «Кванториум»:
-
занятия в рамках проекта «Урок технологии» в детском технопарке «Кванториум»;
-
занятия по направлениям «Виртуальная и дополненная реальность VR/АR» и
«Информационные технологии (IT)»;
-
занятия по направлениям «Геоинформационные технологии (Гео)» и «Аэротехнологии
(Аэро)»
-
занятия по направлениям «Промышленная робототехника (ПромРобо)» и «Промышленный
дизайн (Промдизайн).
В
2020 году деятельностью детских технопарков «Кванториум» (мобильных технопарков
«Кванториум») в Иволгинском районе необходимо охватить 1 000 чел., принять
участие в проекте по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов
«Билет в будущее» – 120 чел.
В
2020 году МУ ДО «Иволгинский районный центр дополнительного образования»
определил наставников и прошел регистрацию для работы трех площадок по
компетенциям: «Туризм», «Графический дизайн», «Преподавание в основной и
средней школе», что позволит принимать на своей базе участников проекта для
проведения практических профориентационных (он-лайн и офф-лайн) мероприятий.
В
2019-2020 учебном году подписано соглашение о создании Муниципального опорного
центра дополнительного образования детей в Иволгинском районе на базе МУ ДО
«Иволгинский районный центр дополнительного образования» и сотрудничестве с
Региональным модельным центром дополнительного образования детей (ГАУ ДО РБ
«Ресурсный центр художественного и технического творчества «Созвездие»). В рамках
Соглашения Муниципальный опорный центр решает следующие задачи:
- Осуществление
организационной, методической, экспертно-консультационной поддержки участников
системы взаимодействия по реализации Приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей»
- Выявление,
формирование и распространение лучших муниципальных практик реализации современных,
вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для
детей различных направленностей.
- Выявляет
инфраструктурный, материально-технический и кадровый потенциал муниципальной
системы дополнительного образования детей.
- Создание
организационных и методических условий, направленных на формирование кадрового
потенциала в системе дополнительного образования детей
- Формирование
и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации
образовательных программ, проведении массовых мероприятий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, иных).
- Организационное,
методическое, аналитическое сопровождение работы образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы
- Создание
условий для выявления, сопровождения и поддержки талантливых и одаренных детей.
Распределение
комплектов оборудования по ОО и МУ ДО «ИРЦДО» Иволгинского района
Федеральный проект «Цифровая образовательная
среда» на сегодня начал внедряться в Верхнеиволгинской школе. На 1 октября
2019 г. благодаря реализации данного проекта в школу поступило 39 ноутбуков (30 ноутбуков для учеников, 6 ноутбуков для
административно-управленческого персонала и 3 ноутбука для учителей, 1
многофункциональный принтер)и две
интерактивные панели.
Так же в рамка федерального проекта
«Современная школа» в 2020-2022 годах в Республике Бурятия будут созданы 200
Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (далее – Центр).
Всего до 2024 года в Республике Бурятия в рамках проекта
«Современная школа» планируется создать
300 Центров.
Центры создаются в сельской местности и малых городах
Республики Бурятия. Деятельность Центров направлена на формирование современных
компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям
«Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности», а также развитие внеурочной и проектной
деятельности.
Школьники будут изучать эти предметы, на новом
оборудовании. А после уроков ребята смогут посещать занятия цифрового,
естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, учиться играть в
шахматы.
Также у школьников будет возможность развивать навыки
работы в команде, готовиться к участию в региональных и федеральных конкурсах,
форумах и слетах.
На основании перечня образовательных организаций на базе которых будут
создаваться Центры в 2020-2024 годах, органы местного самоуправления,
осуществляющие управление в сфере образования, самостоятельно определяют
очередность создания Центров по годам на территории муниципального образования.
При составлении очередности образовательных организаций
необходимо учитывать вклад организации в развитие образования района, в
повышение качества общего образования, а также активность участия
образовательной организации в грантовых конкурсах.
В перечень Центров Иволгинского района на 2020-2022 годы
вошли следующие образовательные организации: МАОУ «Иволгинская СОШ», МАОУ
«Сотниковская СОШ», МОУ «Гильбиринская СОШ», МОУ «Гурульбинская СОШ», МОУ
«Каленовская СОШ», МОУ «Нижне-Иволгинская СОШ», МОУ «Оронгойская СОШ», МОУ
«Посельская НОШ», МОУ «Сужинская СОШ».
В 2020 году к 1 сентября запустятся два Центра в МОУ Гурульбинская СОШ и МОУ
Оронгойская СОШ.
Так, в рамках реализации проекта «Цифровая
образовательная среда» для создания «Точки роста» при Оронгойской школе из
местного бюджета направлено 380 тысяч рублей. А
для создания «Точки роста» на базе Гурульбинской школы из
районного бюджета выделили 200 тысяч рублей
на приобретение мебели для кабинетов информатики и технологии. Кроме того, для
оснащения этих кабинетов современным оборудованием из республики поступила
техника на сумму порядка 2 млн. рублей в рамках нацпроекта «Образование».
Уважаемые коллеги!
В системе
образования, несомненно, основополагающую роль играют педагогические кадры.
Ведь реализация национального проекта «Образование» невозможна без хороших
профессионалов, без их инновационности и творческого вдохновения.
Основными направлениями кадровой работы в 2019 - 2020 уч. году были
информационно-методическое, организационно-методическое, консультативное,
формирование и развитие кадрового потенциала ОУ.
Продолжена
работа по обеспечению учреждений образования квалифицированными педагогическими
кадрами, по развитию нормативно –
правовой базы в образовательных учреждениях, по совершенствованию работы по
делопроизводству.
В течение года
оказана методическая помощь руководителям образовательных учреждений по вопросам кадрового делопроизводства, в
оформлении наградных материалов.
В образовательных учреждениях района
работают около 1068 чел., из них около 665 педагогических работника.
Условием
качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением, является
высокий образовательный уровень и квалификационные характеристики состава
педагогических работников.
По учреждениям
образования имеют высшее профессиональное образование 582 чел. (87,5%). Имеют
квалификационные: первой категории 243 чел. (36,5%), высшей категории 120 чел.
(18,1 %).
Обязательным условием роста педагогического мастерства
является участие в различных профессиональных конкурсах.
Всего
в конкурсах приняли участие и отмечены 47 педагогов нашего район. Из них – 13 муниципального уровня, 16 –
республиканского и 18 – Межрегионального и Всероссийского уровня.
Среди учителей Иволгинского района есть победители
Всероссийской НПК учителей, регионального этапа Международной Ярмарки
социально-педагогических инноваций, Всероссийского конкурса «Национальное достояние-2019» .
Бухатиева Вера
Сергеевна, заместитель директора МОУ Тапхарская СОШ по НМР, учитель начальных
классов и иностранных языков, в ноябре 2019 года заняла 2 место на Первом
региональном этапе Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать
человека».
На фоне
распространения коронавируса проведение традиционных профессиональных конкурсов:
«Учитель года», «Самый классный классный», «Педагог психолог» и т.д. перенесены
на сентябрь-октябрь 2020 года.
Инфраструктура образовательных организаций
является одним из важных показателей доступности качественного образования.
Каждый год растет количество учащихся, так как в нашем районе положительная
динамика демографической ситуации и продолжительной миграции населения из отдаленных
районов республики.
Для решения
данной проблемы администрацией района ведется планомерная работа. Благадоря
этому в этом году распахнут свои двери новые школы и детские сады. Это МОУ «СОШ
Хойтобэе» и МОУ «СОШ Поселье» на 450 мест. МБДОУ д/с «Журавленок» с. Сотниково,
МБДОУ д/с «Алтан Сэсэг» с. Хойтобэе и детский сад с. Гурульба. Детские сады
рассчитаны на 280 мест.
Вместе с тем,
остается острой проблема переуплотненности школ, нехватки учебных мест в школах
района: Сотниковской, Сужинской, Иволгинской.
На разработку проектной и рабочей документации Сужинской школы по
объекту «Строительство пристроя на 100 мест с пищеблоком и спортивной площадкой
к зданию школы» из бюджета района выделены сумма в размере 1 524 000
руб.
В целях улучшения условий для организации питания в
общеобразовательных учреждениях из местного бюджета выделены средства на
укрепление материально-технической базы школьных столовых, по обеспечению
пищеблоков необходимым технологическим оборудованием, инвентарем, посудой на
сумму 303 656 руб.
Организован
регулярный подвоз 1091-ти учащихся в селах и из отдаленных ДНТ на 13
специализированных автобусах в 10 школах района.
Хочется
отметить, что администрация района уделяет особое внимание обеспечению
комфортных и безопасных условий для всех участников образовательного процесса.
На сегодняшний момент считается выполненной одна из главных задач муниципальной
системы образования – приведение зданий образовательных организаций в
соответствие с современными требованиями к началу учебного года. Это работа не
одного дня, а результат совместных усилий!
В связи с этим,
хочется выразить благодарность администрации района, сотрудникам управления
образования, коллективам учреждений и родителей!
Уважаемые коллеги!
Традиционно доклад на августовской конференции заканчивался
постановкой задач на предстоящий учебный год. Приоритетными направлениями
являются :
- продолжение создания системы образовательных услуг,
обеспечивающих комплексное развитие детей независимо от их места проживания, состояния здоровья,
социального положения;
- реализация основных направлений приоритетного
национального проекта «Образование», который получает новый импульс развития;
- использование новых стандартов как действенного механизма
и инструмента инновационного развития муниципального образования с целью
повышения его качества;
- совершенствование системы раннего выявления, развивающего
сопровождения и поддержки одарённых детей;
- активное развитие творческого и инновационного потенциала
учительского корпуса, повышение статуса педагогической профессии.
Мы начинаем новый учебный год! Для
одних – это первый год, для других – он имеет свой счет. Любая образовательная
организация – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей,
воспитателей, педагогов. Я поздравляю всех вас, а в вашем лице ваших коллег,
родителей, учащихся и воспитанников с новым учебным годом, самые искренние
пожелания всем, творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической
деятельности. Поздравляю Вас с наступающим Днем знаний! Здоровья,
профессионального роста, успехов!