В преддверии учебного
года мы вновь собрались вместе, чтобы обсудить результаты работы системы
образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их
решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития.
Приоритетные направления
на 2020-2024 годы в рамках национального проекта «Образование» были определены
год назад на районной августовской педагогической конференции. Предлагаю отметить
основные достижения прошлого года и обозначить задачи развития в новом учебном
году.
Основные
направления развития муниципальной системы образования Иволгинского района в
условиях реализации национального проекта «Образование» способствовали реализации
проектов «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,«Учитель
будущего». Наряду с целями, обозначенными в национальном
проекте «Образование» перед образовательными организациями были поставлены
задачи модернизации воспитательной деятельности образовательных организаций, внедрение
примерной программы воспитания. Напомню, что также были актуализированы задачи цифровой трансформации образования, которая в обязательном
порядке внедряется с 2022 года и наши школы должны к нему готовиться, так как требуется обновление целей и содержания образования,
индивидуализации процесса обучения и воспитания, оптимизации
учебно-методических материалов и инструментов, включение в процесс родителей,
включение в процесс образования искусственного интеллекта, а также
автоматизация всех видов работы с информацией.
Реализация
4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания,
создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих
профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также
создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой выявили
актуальность избрания ключевой темы августовской конференции «Инвестиции в образование – инвестиции в человека»
Муниципальная система образования района - это развитая
сеть организаций, которые предоставляют образовательные услуги и обеспечивают
государственные гарантии доступности образования, удовлетворяя запросы
населения в получении дошкольного, общего и дополнительного образования
различного уровня и направленностей.
В Иволгинском районе функционируют:
·
13
муниципальных дошкольных образовательных учреждения.
·
18
общеобразовательных организаций.
·
Центр
дополнительного образования, детская школа искусств, спортивная школа.
·
2 учреждения среднего профессионального
образования (Колледж традиционных искусств народов Забайкалья и филиал
Бурятского республиканского техникума автомобильного транспорта).
Бюджет районного
управления образования в 2021 году составляет 1 млрд. 168 млн. 600 тыс. рублей,
которые складываются из федерального 92 млн. 900 тыс.руб, республиканского 805 млн.
600 тыс.руб. и муниципального 270 млн. 100 тыс.руб., что составляет 67,4% в
бюджете района.Направление расходов вы
видите на слайде.
Уважаемые
коллеги! Хочу отдельно остановиться на развитии инфраструктуры как одной из составляющей в
работе по повышению качества образования. Ежегодно в нашем районе растет
количество учащихся, в связи с положительной динамикой демографической ситуации
и продолжительной миграции населения из отдаленных районов республики.Динамика
увеличения на слайде за последние 3 года с 7087 до 9768 учащихся (+2681).
Первоочередной
задачей управления образования, руководителей образовательных организаций
является подготовка учебно-материальной базы учреждений в соответствии с
современными требованиями охраны здоровья обучающихся и техники безопасности, а
также восстановление работоспособности конструкций зданий, устранение и
предотвращение аварий инженерных систем образовательных учреждений.
Для
решения данной проблемы администрацией района ведется планомерная работа.
На разработку проектной и рабочей документации
Сужинской школы по объекту «Реконструкция пищевого блока Сужинской СОШ»
выделены денежные средства из республиканской программы развития общественной
инфраструктуры 1 072 124,00 руб.
Также ведутся работы по проектно-сметной
документации следующих объектов:
- д/с «Росинка» (переоборудование групповой
под пищеблок);
- Вечерняя сменная общеобразовательная школа
(Капитальный ремонт здания);
- Центр дополнительного образования
(Капитальный ремонт здания).
Благодаря
работе Правительства Республики, администрации района наряду с этим активно
ведется строительство садов и школ.
В этом учебном году начали функционировать 2 новые школы в у.Хойтобэе и с. Поселье,
а так же детские сады в у. Хойтобэеи с. Гурульба.
С
марта 2021 года началось строительство нового здания Сотниковской школы на 250
мест. Плановое завершение строительства сентябрь 2021 года.
В
районе ведутся работы в рамках Федеральной программы, разработанная Минпросом
России совместно с ВЭБ. РФ, цель которой строительство новых школ на принципах
государственно-частного партнерства. Наименование объектов вошедшие в данную
программу:
-
школа с. Иволгинск, проектная мощность на 450 мест, работы начаты;
-
еще одна школа с. Сотниково, на 250 мест;
-
школа с. Нижняя Иволга, на 250 мест;
-
школа с. Поселье, 250мест.
В целях
обеспечения прав гражданина на образование на территории района организован
регулярный подвоз 1490 учащихся в селах и из отдаленных ДНТ на 16
специализированных автобусах в 10 школах района.
Пищеблоки имеются в 17 организациях, кроме
Тапхарской школы, где поставщиком готовой горячей пищи является Комбинат
школьного питания.
Во всех образовательных организациях
проведена работа по обследованию и категорированию объектов,
разработке и согласованию паспортов безопасности.
Продолжается
работа по антитеррористической
защищенности учреждений образования.
В
11 образовательных учреждениях работает лицензированная физическая охрана. Во
всех остальных учреждениях
осуществляют дневное и ночное
дежурство вахтеры и сторожа.Имеют в наличии
ручные и стационарные металлоискатели 9 учреждений.
Все организации оборудованы видеонаблюдением, кнопками
тревожной и противопожарной охранной сигнализациями.
В
рамках проекта «Современная школа» функционируют два Центра «Точка роста» в Гурульбинской и Оронгойской школах. В
этом году планируется открытие Центров в Гильбиринской и Верхне-Иволгинской
школах.При
создании Центров поступит современное оборудование, средства обучения и
воспитания для изучения учебных предметов "Физика",
"Химия", "Биология".
Уважаемые коллеги!
Необходимым условием повышения доступности качественного образования
является решение актуальной проблемы обеспечения доступности в условиях
дефицита мест в детских
садах.
Всего
в районе 8136 детей дошкольного возраста. Детские сады посещают 2594
воспитанника (или 32%). Официально стоят в очереди в детские сады 2240 детей,
из них в возрасте от 1,5-3 лет 664 детей, от 3 - 7 лет 726 детей.
Для ликвидации очередности администрацией района подготовлены
обоснование, заявки и включены в комплекс мер по достижению 100% доступности
дошкольного образования для детей в возрасте от трех до 7 лет –это строительство
6 детских садов на территории Иволгинского района на 2022-2024 годы с общей
наполняемостью 1510 мест.
В целях
поддержки негосударственного сектора, а также выравнивания родительской платы
за содержание ребенка в частных детских садиках в пределах муниципальной
родительской платы предоставлены дополнительные меры
социальной поддержки для родителей детей, не обеспеченных местом в
муниципальных дошкольных учреждениях в 3 частных детских садах, имеющих лицензию
на образовательную деятельность, что позволило несколько увеличить охват детей
дошкольным образованием.
Реализация майских Указов Президента
Российской Федерации в части расширения доступности дошкольного образования остается
безусловной к исполнению задачей администрации района, управления образования,
а именно:
сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей от трех
до семи лет;
создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет
в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования, присмотру и уходу.
Говоря
об итогах учебного года, важно отметить, что, несмотря на сохраняющиеся
ограничения, связанные с пандемией, нам удалось создать условия для освоения
учащимися учебных программ в полном объеме.
Одним
из условий вхождения России в десятку стран, лидирующих по качеству общего
образования, является грамотное управление качеством, наличие соответствующих
инструментов оценки и механизмов управления. Задачи данного направления
определяются федеральным проектом «Современная школа».
Одним
из ключевых направлений качества образования является повышение результатов
государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ,
международных исследований, а также
обеспечение объективности и прозрачности проведения этих оценок.
Для
проведения государственной итоговой аттестации основного общего образования и
среднего общего образования были задействованы 3 пункты приема экзаменов.
Всего
сдавало ЕГЭ
253 участника. Самыми востребованными у ребят дисциплинами для сдачи ЕГЭ в этом
году стали математика профильного уровня, история, обществознание, физика,
биология, химия. Наибольшее количество участников зарегистрировано на экзамене
по обществознанию 95 человек, 46% от общего количества участников.
Аттестаты
с отличием и медали к ним «За особые успехи в учении» получили 18 (7,7%)
выпускников (в 2020 году - 20 (8,5%).
Отличные
результаты сдачи ЕГЭ показали двое учеников, которые получили высокие баллы.
Это ЗанаевОчир по физике 99 б. и Трофимова Ирина по русскому языку 99 б.,
ученики Иволгинской школы.
Итого допущенных
к ГИА в форме ОГЭ 586 участников, в
форме ГВЭ (для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов) 6 участников.
595 выпускников
9 классов получили аттестаты, из них 22 аттестата особого образца.
С 1 сентября 2021 года в соответствии с принятыми поправками к
федеральному закону об образовании должны
действовать программы воспитания по
уровням образования.
Поправки в закон, связанные с
воспитанием детей, стали логическим продолжением и развитием государственной
политики в области воспитания и на законодательном уровне закрепили механизмы
организации воспитания в федеральном законе.
Примерная программа воспитания для
уровней начального, основного и среднего общего образования разработана
Министерством просвещения совместно с Институтом стратегии развития образования
РАО с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации
обучающихся, а также учитывает требования федерального государственного
образовательного стандарта общего образования.
Рабочая программа воспитания,
которую образовательная организация разрабатывает с учетом примерной программы,
должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы
с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Особое внимание при разработке
программ воспитания необходимо обратить на использование примеров, рассказывающих
о наших соотечественниках, совершивших героические поступки, добившихся личного
успеха в служении на благо общества и государства. Кроме этого, несомненно,
важно уделять внимание истории и традициям нашего региона, в котором
расположены детский сад или школа, чтобы дети больше узнавали свою малую
Родину.
Важно, чтобы к составлению программ
воспитания были привлечены и экспертные сообщества, и родительская, и
ученическая общественность. У всех них есть свое представление о том, что важно
для школьного воспитания, и эти мнения, должны учитываться.
Безусловно, для реализации всех
возможных идей по воспитанию детей необходима дополнительная подготовка
педагогов. И это – одна из целей, над которой работа продолжится в самых разных
форматах - через профессиональное общение на онлайн-площадках, обмен лучшими
практиками, развитие системы наставничества и, конечно, через включение
ресурсов различных конкурсов профессионального мастерства.
Классный руководитель всегда играл очень важную роль в истории российской школы, ведь
именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие
их творческого и интеллектуального потенциала.С прошлого учебного года Правительством Российской Федерации ввелась
специальная выплата классным руководителям в размере 5 000 рублей в месяц.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
участвовали 781 учащийся из 17 школ
района, из них: призеров 147 чел, победителей 66 чел.
На региональный
этап всероссийской олимпиады школьников прошли 54 участника, набравших необходимое количество
баллов.
Наибольший
процент участников и призеров в двух этапах показали следующие школы: более 50%
Иволгинская, Сотниковская, Верхне-Иволгинская школы, 30-50% Сужинская,
Нижне-Иволгинская, Оронгойская школы, в этом году присоединилась и школа Поселья.
Перечисленные школы не первый год занимают верхние позиции рейтинга
образовательных организаций, подготовивших победителей, призеров и участников
олимпиады. Это свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетентности
педагогов и педагогических коллективов этих школ, о наличии системы работы с
одаренными детьми.
Большую роль в индивидуальном развитии и личностном
росте детей играет система дополнительного
образования.
На реализацию
мероприятий «Создание новых мест» регионального проекта «Успех каждого ребенка»
было получено 30 новых кабинетов дополнительного образования в 8 школ и в центр
дополнительного образования, что позволило создать 3 072 новых места.
Общий охват дополнительным образованием в районе составляет 7 776 чел.
(62,5 %).
Для достижения
установленного в 2021 году показателя в 80% требуется дополнительно охватить
еще 3641 чел., для чего необходимо 60 ставок педагогов дополнительного
образования, также необходимо наличие 9100 кв.м. площадей, из расчета (2.5 м2 на 1 ребенка).
Уважаемые коллеги!
Решающим фактором обеспечения современного
качества образования, несомненно, является высокий уровень профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях района
работают 1388 чел., из них 732 педагогических работника. 642 учителя (87,7%)
закончили высшие учебные заведения.
285 ч. (38,9%)
- педагоги с первой квалификационной
категорией.
146 ч. (19,9 %)
- с высшей квалификационной категорией.
Постоянно ведется работа по подбору кадрового
персонала и создания банка данных работников образования района. Тесное
сотрудничество с центром занятости Иволгинского района дает положительные
результаты.
На
республиканском уровне налажено сотрудничество с педколледжем, Институтом непрерывного
образования БГУ. За период 2020-2021 годов прошли курсы повышения образования
633 педагогических работника, прошли профессиональную переподготовку 56
педагогических работника. Кроме того прошли профессиональную переподготовку по субсидии
из республиканского бюджета - 6 человек, и сформирована заявка на 2021-2022 год
в количестве 25 педагогических работников.
В рамках
национальной системы профессионального роста педагогических работников прошли мониторинговое исследование
компетенций учителей - 46 человек.
В 2021 году прошли добровольную
независимую оценку квалификации - 42 педагога.
Два года подряд Иволгинский район участвует в программе «Земский
учитель». В прошлом году победителем программы на
замещение
вакантной должности учителя английского языка в с. Ганзурино стала Архинчеева Виктория Раднаевна.
В
2021 году победитель программы «Земский учитель» на замещение
вакантной должности учителя английского языка в Нижне-Иволгинской школе стала Айшханова
Наталья Геннадьевна, преподаватель английского и немецкого языков.
Педагоги достойно
представляют наш район на профессиональных конкурсах различного уровня.
Цыденова Елена Викторовна, учитель биологии Оронгойской школы,
является финалистом республиканского конкурса профессионального мастерства
«Самый классный классный».
Гомбоева Дулма Лубсандоржиевна,
учитель английского языка Иволгинской школы, стала лауреатом республиканского
конкурса «Учитель года - 2021».
В
ноябре 2020 года в рамках национального проекта «Демография» состоялся III
региональный чемпионат «Навыки мудрых» Республики Бурятия, где Ступакова Елена
Рустамовна, учитель начальных классов школы Поселья заняла 1 место в
компетенции «Навыки мудрых»,Вакарина Анастасия Александровна, учитель начальных
классов школы Хойтобэе2-ое место в
компетенции «Молодые профессионалы».
Педагог-психолог
Сужинской школы Цыренова Цыцыгма Цыденжаповна заняла 3 место в республиканском этапе конкурса профессионального
мастерства «Педагог-психолог России – 2021».
Для обеспечения
доступности и качества образования в соответствии с ориентирами
социально-экономического развития района в 2021/2022 учебном году в
образовательных организациях будет продолжена работа по реализации основных
направлений образовательной политики.
Приоритетные направления на
2021/2022 учебный год:
· создание
новой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность
образования всех видов и уровней, развитие компетенций в условиях
«цифровизации»;
· создание
безопасной среды путем неукоснительного соблюдения стандартов, регламентирующих
необходимые и достаточные материально-технические нормы, и правила организации
воспитательно-образовательной деятельности;
· обеспечение реализации дорожных карт
внедрения целевой модели, программ наставничества на уровне образовательной
организации, ведение персонифицированного учета обучающихся, специалистов,
педагогов, которые участвуют в программах наставничества, формирование баз
данных программ наставничества и описание лучших практик;
· создание и реализация в образовательных организациях программ
воспитания, направленных на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся
в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Обращаю ваше
внимание на то, что проект резолюции августовской конференции размещён на
сайте управления образования. Предлагаю вам на педагогических советах обсудить
и внести свои предложения. Резолюция конференции будет размещена до 30 августа с
учётом замечаний и пожеланий.
Уважаемые
коллеги! Современная система образования-инновационные технологии,
деятельностный подход к организации учебного процесса, модернизированная
информационная и предметная школьная среда – позволяют детям получить лучшее
образование. И главный помощник в этом – Учитель, учитель наставник, помощник,
друг, который не только учит грамоте, но и передает младшим поколениям
жизненный опыт, культуру, национальные и общечеловеческие традиции.
Перед нами стоят
сложные задачи, но все они осуществимы при условии конструктивного диалога и
тесного взаимодействия тех, от кого зависит дальнейшее развитие отрасли.
Желаю вам
крепкого здоровья, новых открытий, исполнения намеченных планов, успехов во
всех делах и начинаниях.
В преддверии нового учебного года
разрешите всей нашей многотысячной команде обучающихся, воодушевленных
первоклассников, неравнодушных родителей и профессиональных педагогов – пожелать
успехов и благополучия!